Дистанционная конференция

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дистанционная конференция » Негативные проявления в обществе, семье и подростк » Психология агрессии и агрессивности в подростковой среде


Психология агрессии и агрессивности в подростковой среде

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

Здравствуйте! Присоединяйтесь к обсуждению темы "Психология агрессии и агрессивности в подростковой среде"

0

2

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.
Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.
Информацию о случаях насилия надо получать, опираясь на такой метод, как наблюдение, возможно, даже интуицию. Очень часто в силу ряда причин (чувства собственного достоинства жертвы, страха, робости, зависимости от агрессора, кровного родства с ним и др.) возникают трудности при получении информации, подтверждающей наличие ситуации насилия (даже если факт насилия уже не является тайной), и расследование становится проблематичным. Для решения данной задачи и повышения эффективности деятельности можно использовать тактику ведения интервью-расследования, согласно которой возможно посещение семьи, при котором обязательно разъясняется цель визита; итервьюирование жертвы и обидчика проводится строго индивидуально; во время беседы создается спокойная и расслабляющая атмосфера.
Что делать если ребенок сообщает нам о насилии.
1. Отнеситесь к ребенку серьезно.
2. Попытайтесь оставаться спокойными.
3. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.
4. Успокойте и поддержите ребенка словами.
o «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».
o «Я тебе верю».
o «Ты в этом не виноват».
o «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
o «Мне жаль, что с тобой это случилось».
o «Мне надо поговорить о том, что случилось с ...(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
5. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.
6. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
7. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.
Если ребенок говорит об этом в классе.
1. Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже») и смените тему.
2. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.
Если в вашем классе есть ребёнок, подвергающийся домашнему насилию, то Вы можете ему помочь, обеспечивая следующее:
1. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.
2. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.
3. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.
4. Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих. Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений.
5. Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии и т.д.
6. Вначале ребенок может хотеть, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мобилизовать собственные ресурсы.
7. Деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться.
8. Обеспечить доступность полезного материала для чтения и художественное творчество – это возможности выразить для ребенка свои чувства.

Отредактировано Екатерина Анатольевна (2011-11-15 21:04:12)

0

3

Агрессия происходит от латинского слова "aqqressio" - нападение. В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова агрессии даётся два определения:

1. "Незаконное, с точки зрения международного права, применение силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкасаемости или политической независимости другого государства".

2. "Открытая неприязнь, вызывающая враждебность".

В этом же словаре даётся определение слову агрессивный:

1. Наступательно-захватнический.

2. Враждебный и вызывающий.

3. Оказывающий вредное воздействие.

В психологическом словаре под редакцией Зипченко В.П. и Мещеряковой Б.Г. даётся определение:

Агрессия - это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

В словаре по социальной педагогике Л.В. Морданаева используется определение агрессии, как поведения, связанного с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или угрозой таковой, разрушительное воздействие на группу.

Агрессивность - устойчивая черта личности, проявляющаяся в деструктивном поведении, противоречащем нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессивность может причинить окружающим людям физический вред или вызвать у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Уровни агрессивности обусловлены негативной социализацией, приобретением негативного жизненного опыта в социальной среде.

Как черта личности агрессивность бывает импульсивная, аффективная, экспрессивная и целенаправленная.

Аффективная - краткосрочная возникшая в результате сильного душевного переживания вызванного резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Проявляется в критических опасных для субъекта условиях при невозможности им найти другой адъективный выход.

Даже самый миролюбивый человек, если его поставят в определённые условия (будут на его глазах терзать его ребёнка) способен на применение насилия вплоть до убийства.

Подростковая агрессивность одна из актуальнейших проблем современности. Проявление данного явления мы можем наблюдать ежедневно и буквально повсюду. Агрессивность подростков неотъемлемая черта современного общества. Конец XX начало XXI вв. ознаменовались резким ростом агрессивного поведения и преступности среди молодёжи. Подростки занимаются рэкетом, входят в состав организованных преступных организованных преступных формирований от уголовной направленности до военно-политической (экстремистской).
В какой обстановке растут и воспитываются наши дети? Некоторые современные дети не знают кто такой Чебурашка и Кот Матроскин, зато им хорошо знакомы Ботмэн и Ниндзя-черепашки.
Мы спрашиваем себя, почему в обществе растёт насилие? И в то же время включаем детям мультфильмы с подобными персонажами. Традиционные формы работы семьи, школы, правоохранительных органов, общественных организаций по предупреждению правонарушений среди подростков не дают желаемых результатов.

0

4

часто подростки агрессивно ведут себя к своим родителям. не потому что они их не любят, а подростковый возраст и формирование каких-то психологических восприятий не могут сдерживать себя в острых моментах.       В некоторых семьях отсутствует атмосфера теплоты в отношениях родителей и детей. каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично – враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки переживают его как отношение "не до тебя". В наше время взрослым не хватает ни материальных, ни физических сил на то, чтобы быть родителями собственным детям. и в этих случаях дети сбегают из дома, кричат на родителей, часто ведут плохой образ жизни.
ведь на начальных этапах развития ребёнка родители часто сами не могут объяснить ребёнку что такое "хорошо" что такое "плохо". и это повлекает к таким последствиямю.
Отцы чаше всего предпочитают физические наказания, а матери – непрямые или более психологические воздействия и как сыновей, и на дочерей. но как мне кажется физическим воздействием  ребёнок не поймёт что хочет донести родитель до него, а только больше усугубит обстоновку и ребёнок сделает назло своим родителям. с ребёнком нужно проводить чаще беседы, учавствовать в его жизни а не только заниматься своими делами, доверять, а ведь доверие и любовь ребёнку самое главное. если в семье не будет напряжённой обстановки то и ребёнок будет вести себя так как ему скажут родители , а не действовать агрессивно.

0

5

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться "частным делом"... Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать,что оно велико. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено: среди детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведени. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками.

0

6

Агрессивные подростки, как правило, имеют некоторые общие черты. Они обладают низким уровнем интеллектуального развития, неустойчивыми интересами, повышенной внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью нравственных представлений и бедностью ценностных ориентаций.
Они эмоционально грубы, озлоблены против сверстников и окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, она может быть как максимально положительной, так и максимально отрицательной. Их отличают повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Защитные механизмы преобладают над другими механизмами, регулирующими поведение.
Но среди агрессивных подростков встречаются и дети, интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность является средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой.
На основе бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, на основе анкет и обследований детей психологи смогли выделить четыре типа агрессивных подростков.
1. Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
2. Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отлича ющиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
3. Подростки, у которых присутствует конфликт между деформированными и позитивными потребностями. Отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
4. Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет наметить конкретные приемы воспитательной работы для каждого.

0

7

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинения вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.
Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.
Родители пример для агрессивности подростков. Думаю не надо  удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители “скандалисты”, то более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но впоследствии он станет жестоким агрессивным тираном. Родители, наберитесь мужества, и сходите к психологу. Будет стыдно, плохо, противно, но результат будет потрясающий, давно забытые чувства доброты, любви, нежности поселятся в Вашей душе и семье.

0

8

В силу биологических особенностей подростковый период всегда отличался повышенной эмоциональностью и резкостью суждений. Полностью исключить агрессивные моменты в поведении в этот период, конечно, невозможно, но вот уменьшить, попытаться контролировать можно.
Специального волшебного рецепта нет, для решения этого вопроса нужен комплексный подход. Немаловажную роль в этом вопросе играет менталитет, общественное мнение. Если общество в целом не будет смотреть равнодушно на различного рода подростковые девиации, а будет формировать в их головах правильную расстановку приоритетов, при поддержке СМИ, то и факты проявления асоциального поведения будут менее заметны. В случае попустительства и культивирования в СМИ насилия результатом будет увеличение подростками фактов правонарушений.
Также большое значение имеет занятость подростка, его увлеченность, хобби. Это может быть общественная работа, участие в социальных программах по уходу за пенсионерами и ветеранами.
Спорт может стать той нишей, которая поможет подростку обрести уверенность и независимость, научиться понимать себя. При физических нагрузках агрессия, которая накапливается у подростка, уходит в мышечную работу, сгорает, переходя в энергию. В спорте, в отличие от других видов общественной жизни, у агрессии есть конкретная форма выражения. Тут заложен некий парадокс – спорт может формировать агрессию для себя, но он же ее и забирает. В итоге у человека не возникает поводов для ее формирования в быту.
Но спорт - это ведь не только физические нагрузки, это еще и средство общения, коммуникации между людьми, особенно если это командные виды спорта. В итоге в игровой форме подросток получает навыки построения отношений, учится работать в команде, допускать и принимать чужое мнение и точку зрения, а также приходить к совместным решениям.

0

9

Тема насилия и агрессии становится все более актуальной  в
обществе. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме
культивируется в обществе как орудие  в борьбе за преуспевание. Этой
замаскированной формой являются компьютерные игры. Агрессивность в личностных
характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против
непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе,
что проявляется в агрессивном поведении.
Сейчас основное зло для подростков видится в персональных компьютерах нового
поколения. Обилие разнообразных игр завлекают подростков на длительное время.
Созданным в фантазии (в игре), и злом реальным. Однако в психологии проблема влияния склонности к компьютерным играм на формирование агрессивности как свойства личности изучено не достаточно.

0

10

Здравствуйте, уважаемые коллеги.
"Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как обучающихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Усилиями педагогов-психологов Вольского муниципального района при поддержке Теслюк О.В. составлена муниципальная программа "Психологическое сопровождение обучающихся, состоящих на всех видах учёта (ВШК, КДН)". Программа одобрена на заседании педагогов-психологов, будет реализовываться на протяжении 2011-2016 годов. Программа  включает в себя коррекционно-развивающие блоки (подпрограммы), одним из них является блок 1 «Коррекция агрессивного поведения подростков».
Подпрограмма "Коррекции агрессивного поведения подростков" предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Так как дети не знают, как справится с негативными эмоциями, возникающими у них в сложных ситуациях, поэтому важно научить их работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями. В программе использованы такие психолого-педагогические методы, которые помогают снизить общий уровень агрессивности, и учат управлять собой в критических ситуациях.
Цель: снижение уровня агрессивности подростка путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.
При желании можно использовать программу в работе. Удачи!

0

11

Если вдуматься, то агрессивные дети невольно попадают в замкнутый круг. Как показали многочисленные исследования причина такого их поведения - всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а неприязнь последних лишь усиливает бунтарское поведение ребенка. Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха.
Надо ли наказывать за агрессивное поведение? С одной стороны, данные исследований показывают, что если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, взрослые уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Но и наказание за агрессию приводит к такому же результату - к ее усилению. После наказания ребенок возможно и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме, но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как-нибудь еще: не дома, так в детском саду, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Агрессия, наконец, может направиться на самого себя  в виде желания сделать себе больно, придумывания про себя всяких нелицеприятных историй и пр., и пр. То есть, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают ее уровень. Ведь если вдуматься, наказание - самый яркий пример, который только могут подать взрослые этой самой агрессивности, пример того, что она вполне годится в качестве меры воздействия. Американские психологи в 1994 году провели эксперимент, в котором пытались установить связь между шлепками, которыми родители награждали маленьких агрессоров и степенью проявления их агрессивности. Результат эксперимента был вполне прогнозируемым: дети, которых наказывали, вели себя гораздо агрессивнее со сверстниками в детском саду, чем те, которые не знали физического наказания.
Активным, склонным к агрессии детям создайте условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении. Это могут быть и групповые спортивные секции и спортивный уголок дома да и просто разрешение в определенном месте, в спортивном уголке, например, делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр. Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства, они их подавляют, загоняют внутрь, не проговаривают, не пытаются понять. Результат - неизбежные срывы дома, на близких, в привычной обстановке, где ребенок привык расслабляться. Это не приносит ребенку облегчения, он чувствует себя виноватым, особенно если его за это наказали, отсюда еще большие срывы в дальнейшем, причем, следующий срыв будет еще более бурным и продолжительным. Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил. Дайте ему понять, что вы не имеете намерения подслушать под дверью и наказать его потом за произнесенные слова. Если очень много накопилось, разрешите ребенку побить подушку или диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное. Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти. А можно еще предложить нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге. Способов много. Главное, не считать, что с вашим ребенком происходит что-то нехорошее, за что надо ругать и наказывать. Маленьким агрессорам нужно ваше понимание, совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.

0

12

Очень хорошо , что обсуждается такая злободневная тема. Агрессия, агрессивный ребенок- слышим , пытаемся что-то делать,но ...агрессивных детей от   этого меньше, к сожалению,не становится.Становление агрессивного поведения- сложный процесс,в котором действует много факторов.Агрессивное поведение определяется влиянием семьи,сверстников, СМИ.Дети,в семье которых сильный разлад,более склонны к агрессии.Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей.Степень влияния СМИ достаточно велика, хотя многие исследователи считают силу этого источника агрессии неизвестной.Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей становится социально- значимым , психологически необходимым действием.Именно на это и должна быть направлена деятельность всех педагогов, работающих с детьми.

0

13

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться одной интересной методикой, которая помогает мне при работе с агрессивными детьми

Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка»
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков. Такая личностная характеристика называется предвзятой атрибуцией враждебности.
Упражнение проводится в кругу или в подгруппах по 6-8 человек. Один из участников выполняет любое (неагрессивное), действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т.д.) Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предлагать свои варианты комментариев.
Обсуждение:
-что они чувствовали?
-какая роль им ближе: роль агрессивного человека или «невинной жертвы»?
-бывали ли они когда-либо в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые возможно, были не намерены их выполнять.
У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно сформировать навыки контроля и управления собственным гневом. Для этого детям предлагаются определенные правила:
1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!». Для более эффективного усвоения навыка следует
нарисовать с ребенком знак «Стоп».
2. Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вздохни и посчитай до 10.
3. Для особо драчливых детей. Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно
делать до 10 раз.
4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде, чем перейдешь к действию,
остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
5. Прочие правила. К данному типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного
ребенка.
Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не груби» и т.д.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого -научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью с детьми обсуждаются наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Можно разыграть ситуацию по ролям в кругу или в парах. Такие упражнения помогают ребенку расширить поведенческий репертуар.

0

14

Добрый вечер, уважаемые коллеги!  Агрессия – зачастую именно с этого для родителей начинается проявление «подростковости» у детей. Еще недавно послушный ребенок становится обидчивым, ворчливым, раздражительным, порой в его словах прорывается гнев и грубость.
В такой ситуации родители часто чувствуют себя растерянными, не знают, как реагировать на агрессивные проявления характера своего ребенка. Что же происходит с подростком в это время? Что заставляет его так меняться? Причин тому много, но в любом случае - это отражение внутреннего дискомфорта ребенка.
Внутренний дискомфорт – ощущение, которое сопровождает человека в подростковом возрасте, в силу психологических особенностей этого периода. И агрессивное поведение в начале подросткового возраста – нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким).
Ребенок в это время учится владеть своими эмоциями, а сильным чувствам (в том числе и гневу) подвержены все люди. В течении подросткового возраста (5-6 лет) человек овладевает приемлемыми способами выплескивать свой гнев и другие эмоции.

0

15

Уровень агрессии повышается у всех детей подросткового возраста, но выражаться она может по-разному, с разной степенью интенсивности.            Существует несколько форм выражения агрессии:
Физическая– использование физической силы против другого человека.
Вербальная – выражение ребенком своих негативных чувств при помощи слов, визга, крика, угроз.
Раздражение – готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым.
Подозрительность – склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред».
Косвенная агрессия – воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес обидчика).
Обида – как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением и миром вообще.
Скрытая агрессия (или пассивно - агрессивное поведение). Это нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда родители пытаются «образумить» ребенка (криками, наказаниями, хорошими словами) – это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток и сам не знает, почему он так себя ведет. Эта скрытая агрессия направлена на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких и окружающих.

0

16

На степень выраженности агрессии оказывают влияния отношения в семье, особенно в родительской паре. Если у родителей отношения конфликтные, а уж тем более предразводные или в состоянии развода, словом, неустойчивые; то такие отношения усиливают психологическую «неустойчивость» подростка.
В ситуации, когда в родительской паре конфликты, дети растут с чувством незащищенности. Тревога, чувство вины, агрессивные вспышки – это симптомы беззащитности, отсутствия внутренней опоры. Большое влияние на формирование агрессии оказывает так называемый «стиль воспитания» - по сути, это набор семейных правил и родительских требований, к которым должен приспосабливаться ребенок.
По стилю воспитания семьи делятся на:
- авторитарные (в этих семьях дети находятся в жестком подчинении у взрослых, их мнения и желания не учитываются).
-принимающие (в этих семьях важно мнение и желание каждого ее члена, решения, которые принимают взрослые, а также родительские запреты понятны детям).
-непоследовательные (в этих семьях запреты, наложенные родителями работают недолго, и обещания, которые дают родители не выполняются).
-попустительские (в этих семьях ребенок растет как без родительского «глаза», сам по себе)
Самый высокий уровень агрессии формируется у детей из семей с непоследовательным типом воспитания, т.к. у детей нет чувства стабильной опоры и защищенности.
На втором месте подростки из семьи с авторитарным типом воспитания, там, где ребенок или подросток не надеется быть услышанным, понятым, а значит быть значимым для самых близких людей.
Агрессивного ребенка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребенок. Ему самому не удобно с собой. Это внутреннее напряжение находит выход в виде вспышек агрессии.

0

17

Как привести подростка к психологу?  Подростка 14-15-16 лет, мальчика или девочку уже нельзя привести к психологу за руку просто потому, что вы так хотите. (К слову, подросток с 14 лет может придти к нам уже самостоятельно). Его психология крайне уязвима в этом возрасте и может неправильно отреагировать на происходящее. По статистике отказов от контакта с психологом, у трудных подростков в несколько раз выше, чем у детей или взрослых. Часто ребенок не осознавая должным образом, что такое психологическая помощь, боится подобных визитов. Его мучают вопросы "а не псих ли я", "не будут ли смеяться надо мной мои друзья, если узнают", "родители с помощью психолога хотят залезть мне в душу, узнать то, что я не хочу им говорить ни при каких обстоятельствах", "родители пытаются подчинить меня своей воле, навязать свое мнение с чужой помощью". Соответственно подросток воспринимает психолога в штыки и не собирается обсуждать с ним свои проблемы, поведение, характер или агрессию.

Перед первой консультацией хочу дать вам несколько рекомендаций:
1. Уважайте личность подростка и считайтесь с его мнением - обсудите с ним вариант обращения к психологу прямо и искренне. При этом старайтесь не сопоставлять какие то негативные моменты в поведении подростка с этим визитом, избегайте приказного и повышенного тона. Например:  "Сегодня мы идем в психологическую консультацию, потому что ты отвратительно себя ведешь и тебе наплевать на нас! Пусть тобой займется врач! ". Поверните ситуацию так, что вы делаете это для того, что бы изменить отношения со своим ребенком к лучшему, прервать затянувшийся конфликт, который мешает всем жить и избежать их появления в дальнейшем.
2. Расскажите подростку о конфиденциальности психологической помощи. Он должен знать, что его проблемы и поведение не станут достоянием общественности.
3. Пообещайте, что если он в следующий раз будет категорически возражать против против таких консультаций, то родители не станут настаивать.

0

18

Хочу напомнить о роли родителей в формировании и поведении подростков.
А что делать родителям? Как выявить проблемы подростков? Разобраться в их психологии? Снизить агрессивность у подростков, как мальчиков, так и девочек? Скорректировать поведение? Понять и принять себя в таком сложном возрасте?
В психологии есть несколько простых правил:
1. Принять своего ребенка таким, каков он есть, агрессивного или влюбленного, самонадеянного и робкого, счастливого и несчастно, мечущегося и спокойного, такого разного и не всегда предсказуемого.
2. Понять, подсказать и направить, чтобы разочарования были не такими болезненными.
3. Научить радоваться жизни во всех ее проявлениях.

Такие советы весьма и весьма универсальны и обычному человеку будет довольно трудно воспользоваться ими в отношении своего ребенка.
Зададимся вопросами: как научиться любить его такого, вечно меняющегося и приносящего и приносящего много огорчений? Как помочь такому любимому, немного заблудившемуся в себе ребенку? Как повлиять на формирование характера и развитие личности подростка в возрасте 11, 12, 13, 14, 15 , 16 лет. Родится ли личность в конце этого непростого для ребенка периода или так и останется жить с этими вопросами – во многом зависит и от родителей.

Большинство проблем подростков связано именно с их физическим и психологическим изменением, к которому они оказываются не готовы. А у родителей часто не хватает терпения и понимания, а также специальных знаний, чтобы эффективно влиять на его характер и поведение и не терять с ним контакт. Это ведет к тому, что часто родители отвечают агрессией на агрессию подростка, пытаются решить любой конфликт силой или угрозами, а не совместным рациональным обсуждением. При этом они не понимают, что этим еще более увеличивают пропасть между ними и их ребенком.

0

19

Мне кажется в подростковой агрессивности виноваты мы, взрослые. Идеалы пионерии и комсомола ушли в прошлое. Реанимировать их сейчас просто смешно. А новая философия, идея воспитания гражданина России, пока отсутствует. В этой "неразберихе" моральных ориентиров подростки порой вырабатывают свои моральные принципы, и они не всегда носят гуманистический характер.
      Способствуют подростковой агрессии и противоречивые требования родителей к их поступкам. С одной стороны молодым людям твердят, что "они взрослые, пора быть ответственнее, пора отвечать за свои поступки". С другой стороны их свободу ограничивают строгими нормативными рамками, боясь, что недостаток жизненного опыта приведёт к беде. Найти эту узкую грань между "надо и нельзя" подростком нелегко. Вот и возникает агрессия ко взрослым, которые "сами не знают чего хотят".

0

20

Мне кажется на форуме ещё не задета обсуждением вербальная форма агрессии. Нецензурные выражения широким потоком "льются" не только с улицы, но и  с экранов телевизора, из динамиков радио. А сколько развелось групп и  "модных" музыкальных течений культивирующих нецензурщину в своих песнях!
      Подростки воспринимают брань как некий фактор "взрослости", поэтому круглые сутки слушают подобные "музыкальные произведения", даже не приглушая звука. А окружающие молчат. Мы уже смирились с данным фактом?

0

21

Хочу присоединиться к поднятой проблеме вербальной агрессии. К сожалению от нецензурных выражений в нашей жизни нельзя спрятаться за забором простого запрета. Подростки ругались и будут ругаться. Для одних это путь к самоутверждению, для других способ "выпустить пар", для третьих дорожка к достижению какой-то цели.
      Бесполезно постоянно ругать за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах подростка.
      Психологи в таких случаях советуют следующее:
       1.Нужно объяснить, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
       2.Не стоит уходить от ответа, если ребёнок спрашивает о значений того или иного бранного слова. Следует так объяснить это значение, чтобы ему не захотелось его употреблять.
       3.Следует объяснить, что ругаются люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
       4.Следите за собственной речью.
       5. Если вас "поймали"  на нехорошем слове, имеет смысл извиниться и сказать, что к сожалению, вам не удалось сдержаться и вы поступили плохо.

0

22

Просматривая высказывания участников конференции, нашла для себя много интересного. Скачала несколько методик в свою "психологическую" копилку. Надеюсь, они помогут мне в работе с детьми. Дорогие коллеги, большое вами спасибо. Желаю участникам конференции дальнейших успехов.

0

23

Подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности. В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, в друге, занять достойное место в коллективе, в общении со сверстниками. В этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков. Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст. А агрессивность  в поведении детей - это их ответ на непонимание их проблем, равнодушие, а иногда и нежелание оказать помощь.
Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Поэтому желание подростка самоутвердиться необходимо вовремя направить в  нужное ,  русло, опираясь на положительные качества его личности, чтобы не дать внутренней агрессии перейти во внешнюю.

0

24

Хочу присоединиться к обсуждению данной темы . Я согласна с мнениями , что  огромное влияние на личность ребёнка оказывают  средства массовой информации, видеофильмы и компьютерные игры.  Это остро ощущается  в последнее время. Подросток, садясь за компьютер и запуская очередную "стрелялку", погружается в виртуальную реальность, насквозь пропитанную агрессией. Его неокрепшая психика подвергается колоссальной атаке, меняется мировосприятие. Доходит до того, что у человека "съезжает крыша" и он перестаёт различать настоящую и виртуальную реальность. Думая, что у него, как у компьютерного героя несколько жизней, а окружающие его люди монстры из виртуального мира, он совершает такие поступки, что, придя в себя, ужасается тому, что сотворил, не веря в реальность происходящего. Те же последствия могут произойти и под влиянием боевиков, фильмов-ужастиков и постоянных сливов в массовое сознание информации о терактах и прочих актах насилия посредством теленовостей. Хотелось бы , чтобы эта массовая атака СМИ, видеофильмов и компьютеров на  психику подростков  значительно уменьшилась.

0

25

Современная информационная среда, построенная на антигуманных принципах, в последние годы становится все более мощным фактором агрессивного поведения подростков.
Дети часто в игре или жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на экране, склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации.
Но самое страшное в этом то, что  в результате увиденного они считают насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем.

0

26

По-моему причины детской агрессии лежат глубже.
Трудности в школе любого характера, проблемы в семье, гормональные изменения, проблемы в обществе вызывают состояние неудовлетворенности. Общество (семья, школа) ставит перед ними цели, которые порой некоторым подросткам просто невозможно достичь в силу объективных и субъективных причин.
Все это порождает неуверенность в ценности собственной личности, что приводит к чувству неполноценности, своей ненужности в окружающем их мире. Снижается самооценка. Ребенок постоянно испытывает давление извне: будь лучше чем, будь умнее чем, и так до бесконечности.
Рано или поздно подросток не выдержит и наступит неизбежная разрядка - он захочет доказать окружающим свою состоятельность, значимость, силу. В таком состоянии подростком управляют чувства обиды, гнева, злости, зависти, мести. В его жизни возникнет одна единственная цель: доказать окружающим любой ценой свою значимость, повысить самооценку. Ресурс для такого доказательства у ребенка отсутствуют (нет денег, не занимает общественное положение - нет социального статуса). Достичь своей цели можно одним путем: создать впечатление о себе в группе сверстников, повысить чувство собственной ценности. Все остальное отходит на задний план. И чем сильнее давление-"неприятные переживания (упреки, сравнения, запугивания, лишения, применение силы), тем сильнее желание снять напряжение и найти разрядку.  Большинство детей в такой ситуации переходят к открытому агрессивному поведению - нападению. Они ищут жертву: того, кто слабее, того, кто доступнее. Это могут быть более слабые сверстники, родители, учителя, прохожие. Они атакуют жертву, когда сами испытывают боль, стыд, страх, гнев, злость
Считаю,  что именно страдания, неприятности, угрозы, оскорбления приводят подростков к агрессивным действиям по отношению к своей окружающей среде (школе, семье, сверстникам, посторонним людям).

0

27

Спасибо, коллеги, нашла для себя много полезных советов по работе с агрессивностью подростков. Уверена в одном: надо учить детей выходить из негативного состояния не с помощью агрессии, надо объяснять, что с ними происходит,как можно выйти из состояния психического напряжения, тогда есть шанс уменьшить эту агрессию. К сожалению, мало психологических тренингов для наших подростков проводим мы в силу неполной компетенции- не навреди- или из-за загруженности

0

28

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Причиной конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.
Основным условием такого поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. Поэтому, необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

0

29

Согласна с коллегой Никитиной Н.С., что в подростковой агрессивности виноваты МЫ,взрослые. Если ребенка постоянно критикуют ,он учится ненавидеть;высмеивают-становится замкнутым;поддерживают-учится ценить себя;упрекают-живет с чувством вины;растет в честности-учится быть справедливым;растет в безопасности-учится верить в людей;растет в понимании-учится любить; растет во вражде-учится быть агрессивным.Эти выводы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики.

0

30

Здравствуйте, хочу присоединиться  к высказываниям  данной темы.
В тех случаях, когда  агрессия детей и подростков не опасна  и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное  игнорирование реакций ребенка \ подростка – весьма мощный способ  прекращения  нежелательного поведения;
- выражение  понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);
- переключение  внимания, предложение какого-либо задания  («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней  полки, ты ведь выше меня»);
- позитивное  обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует  вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок \ подросток  проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

Отредактировано Лобанова Екатерина (2011-11-29 09:57:50)

0


Вы здесь » Дистанционная конференция » Негативные проявления в обществе, семье и подростк » Психология агрессии и агрессивности в подростковой среде


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно