Дистанционная конференция

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дистанционная конференция » Негативные проявления в обществе, семье и подростк » Ценностные ориентиры современной семьи


Ценностные ориентиры современной семьи

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Здравствуйте! Темой нашего обсуждения будет "Ценностные ориентиры современной семьи".

0

2

Повышение  роли  семьи в воспитательно-образовательном процессе  школы.

В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Часть родителей активно стремиться к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной программы школы, учебных программ и учебниках, по которым работают педагоги. Возросший уровень педагогической компетентности части родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Широко используемый культивируемый вид сотрудничества – консультирование родителей педагогами и психологами – выходит сегодня в своем содержании на качественно новую ступень.
Результаты проведенных исследований убеждают в том, что факт социального расслоения семей влияет на некоторые существенные моменты образовательного процесса. Знание многообразных особенностей семей обучающихся, их социального положения может снять целый ряд негативных моментов в сотрудничестве педагогов с родителями, более полно учесть образовательно-воспитательный потенциал семьи, найти разнообразные формы взаимодействия школы с семьями ребят, не зависящие от их статуса и материального положения.
Анализ опыта работы по организации и взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать данную часть программы развития школы, в которой  обозначены параметры сотрудничества школы и семьи:
  - изучение семей;
  - информирование  родителей;
  - просвещение родителей;
  - консультирование родителей;
  - обучение родителей;
  - совместная деятельность педагогов и родителей.

+1

3

Все родители воспитывают своих детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.

Ошибка первая. Обещание больше не любить. Родители часто недовольны тем, что их дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, они делают это назло и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь также не действуют. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, то мы мне больше не дочь (сын)». Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Так как родители не могут отказаться от своего ребенка и подростки прекрасно понимают это. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие своего ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду тебя всё равно любить, но твое поведение не одобряю».

Ошибка вторая. Безразличие. «Делай, что хочешь, мне всё равно», - часто говорят родители, устав от каприз сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как сыну (дочери) пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны самоустраняться от проблем ребенка.. Услышав такие слова, он немедленно начинает проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Подросток будет ждать, последует ли за проступок критика. Словом, замкнутый круг. Лучше вместо безразличия постараться наладить с сыном или дочерью дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится моя помощь, можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья. Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная», - нередко утверждают мамы в разговоре со своим сыном или дочерью. Подростки должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный принцип в воспитании. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. Однако слишком строгое воспитание, основанное на ваших принципах, не всегда понятных сыну или дочери, напоминает дрессировку. В таких случаях подросток будет беспрекословно выполнять всё в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их рядом нет. В этом случае возникает неудовлетворительное поведение в школе, пропуски уроков без уважительной причины, круг друзей неадекватного поведения. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать своему сыну или дочери: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим. Я попробую понять тебя, а ты – меня. Нам надо найти правильное решение»».

Ошибка четвертая. Детей не надо баловать. Детство – короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего сына или дочери. Но избалованным очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Убирая буквально каждый камушек с дороги своего ребенка, родители не делают его счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая. Навязанная роль. «Мой сын (дочь) – мой лучший друг», - заявляют иногда родители. Для них ребенок – главное в жизни, он смышленый, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Да, дети, бывает, делают всё, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа  и мама для них главнейшие люди на свете. Подростки даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными. Вследствие этого, подростки начинают уходить от своих проблем, избегать их. От безысходности подростки начинают употреблять спиртные напитки, или еще хуже – наркотические вещества.

Ошибка шестая. Денежная. «Больше денег – лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают всё, чтобы их ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Они должны объяснять своему ребенку, что со временем они не смогут обеспечивать его всем необходимым, но любить своего сына или дочь родители будут всегда. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

Ошибка седьмая. Наполеоновские планы. «Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем их дети оценят старания взрослых.
К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока маленький, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Поэтому при заполнении дня своего ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать о его желаниях, оставляя время для личных дел.

Ошибка восьмая. Слишком мало ласки. Некоторые родители считают, что поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что люди любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.

Ошибка девятая. Ваше настроение. Из-за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на своего ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать сына или дочь или купить давно обещанную вещь – и всё будет в порядке.
Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то своему ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю. Главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с сыном (дочерью): «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать всё, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая. Слишком мало времени для воспитания ребенка. «К сожалению у меня нет времени», - так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину – родили ребенка, значит, надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати своего ребенка, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

0

4

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом

0

5

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка

Сегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребёнка – семья или школа? Педагоги обычно единодушны – всё идёт из семьи (чаще плохое). Но родители с этим не согласны: «В школе ребёнок проводит больше времени, мы его видим только перед сном». А иногда они прямо нападают на школу: «Дома у нас не ругаются матом. Не курят…Это он у вас в школе научился!»
     Так кто же в ответе за то, чтобы социализация ребёнка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться?  Наверное, сегодня однозначно трудно сказать. Большая ответственность лежит на плечах родителей и не менее важная роль в воспитании и обучении принадлежит школе. И только при взаимодействии и общих усилиях можно добиться хороших результатов!
Работая много лет в школе, уже знаю: там, где есть единство требований, единство действий всегда есть хороший результат. В чём же это единство? А вот в чём:
• согласование ценностных основ воспитания ребёнка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребёнке взрослые;
• определение того, какие проявления считать проблемными и с какими следует смириться;
• согласование поведенческих взаимодействий в отношении ребёнка, то есть определить зоны ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребёнка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нём изменений.
     Очень часто приходится слышать в адрес ребёнка «Ты должен! Ты обязан!». Да не кому он ничего не должен. Просто всем нам взрослым: родителям и учителям нужно создать для него такие условия, чтобы ребёнок мог спокойно расти и развиваться. Я считаю, что основной целью психологической службы школы является, прежде всего, создание условий для гармонического развития учащихся в процессе школьного обучения. В данном определении принципиальным является слово «условие». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют семья и социальное окружение. И если на семью в какой-то мере можно воздействовать, то экономические и культурные условия жизни детей можно только учитывать в процессе работы.
     В нашей школе обучается 449 учащихся. Из них: 35 многодетных семей, 8 семей – социально-неблагополучные, 6 учащихся стоят на внутришкольном контроле за правонарушения, 31 семья малообеспеченная, 15 учеников опекаемые, также в школе учатся 26 учеников проживающих в настоящее время в реабилитационном центре  «Волжанка». Социалино-психологическая служба школы старается работать в тесном контакте с семьями: это посещение неблагополучных семей, ежедневный контроль за посещаемостью, оказание психологической помощи в кризисных ситуациях, обеспечение бесплатного питания ребёнка в школе. Работа школы по взаимодействию с семьёй ведётся в разных направлениях: это –  проблемные лекции, индивидуальные беседы, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги и др. Но хочу остановиться на аспекте занятости учащихся в свободное время. К сожалению не многие родители могут похвастаться тем, что достаточно времени уделяют своим детям, большую часть дня они заняты зарабатыванием денег. Многие из них, чтобы прокормить семью вынуждены работать на двух работах (это социальная проблема), а дети в это время предоставлены сами себе. И именно школа должна помочь организовать детей для полезного времяпровождения. Для организации свободного времени в нашей школе созданы все условия. В школе работает 12 кружков различной направленности, это спортивные секции, стрелковый тир, танцевальные коллективы, вокальные кружки. Четыре года назад  в школе создали студию «Волшебный мир искусства», в которой работают 6 отделений:
1. Шкарина Г.В. - изобразительное отделение “Акварелька”,
3. Степанцова Е.А. - музыкально-эстетическое “Почемучки”,
5. Фокеева Г.А. - прикладное “Волшебная игла”.
6. Векилова Г. -   хореографическое  “Смешарики»

      Администрация и управляющий совет школы активно поддержали идею создания студии, оказали материальную поддержку: отремонтирована комната для занятий, приобретено оборудование. Родители очень довольны этим начинанием, поскольку  в районе, где находится школа не школ искусств, музыкальных и спортивных школ, занятия проводятся совершенно бесплатно. Сейчас в студии занимается 50 учащихся начальной школы. Два раза в год мы проводим отчётные концерты. Студия в дальнейшем будет расти и развиваться.
     Семья в настоящее время, оказалась один на один с проблемой выбора целей и средств воспитания и не всегда может справиться с этой задачей. Единственный общественный институт, который сегодня может помочь семье, - это школа: её педагогический коллектив, поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов его работы. Понятно, что эта деятельность должна быть интегрирована с другими направлениями работы образовательного учреждения и направлена на осуществление общей цели: развитие личности учащегося.

Отредактировано Екатерина Анатольевна (2011-11-18 20:54:09)

0

6

У хороших родителей вырастают хорошие дети .Как часто мы слышим это утверждение,часто затрудняемся объяснить,что же такое-хорошие родители.Будущие родители думают,что хорошими можно стать,изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания.Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы,но одних знаний мало.Мы учимся быть родителями,так же ,как постигаем секреты профессионализма в любом деле.В родительском труде возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения,которые сменяются победами.Воспитание в семье- это та же жизнь,и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны,изменчивы и противоречивы.Именно в семье ребенок получает ценностные ориентиры с которыми пойдет по жизни.Поэтому необходимо, чтобы эти ориентиры были действительно ценными .Школа должна помогать семье в воспитании ребенка,но не воспитывать за нее. "Семья и школа- это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа, это не значит , что он должен совсем оторваться от берега..."(Л.А.Кассиль)

0

7

Ценностные ориентиры современной семьи... Можем ли мы повлиять на семейные ценности? Однозначно-нет. Не школа определяет, что станет мерилом истинных ценностей в той или иной семье, а семейные традиции и общественные интересы. В обществе,где человек неуверен в завтрашнем дне, где со страниц СМИ на него выливаются потоки негативной информации о семейной жизни, где, в сущности, отсутствуют ценностные ориентиры, можно ли вообще говорить о семейных ценностях. Да, по долгу службы мы ведем активную пропаганду истинных- на наш взгляд- ценностей, но насколько убедительно  делаем это? Наверное, не очень убедительно. Мы бросаемся защищать детей из СОПовских семей, потому что точно знаем, что им нужно сказать, на какие ценности ориентировать. Но как быть с теми, кто имеет крепкую семью со своим укладом, традициями, добрыми отношениями внутри семьи, но агрессивен по отношению к окружающим. Вы считаете,коллеги, мы в состоянии изменить их ценностные ориентиры в отношении общества? Я убеждена, что ребенку как можно раньше надо говорить о его будущей роли отца или матери, пока он открыт для восприятия наших слов.  Тогда есть надежда, что ценностные ориентиры их семей не будут вызывать сомнений в их ценности.

0

8

Предлагаю выступление на родительском собрании "Особенности подросткового возраста" из своей педкопилки, возможно кому то пригодится.

Родительское собрание
на тему: «Особенности подросткового возраста»

Особенности и проблемы подросткового возраста

Мы, взрослые, слишком хорошо помним страхи, насмешки и слезы нашей собственной буйной юности. Период юности, как правило, самый болезненный в жизни, отмечен быстрыми физиологическими и эмоциональными переменами.
Тринадцать и четырнадцать лет – самые трудные двадцать четыре месяца в жизни. Именно в это время сомнения в себе и ощущение неполноценности достигают пика при максимальном давлении социальной среды. Что происходит в период подросткового кризиса? Прежде всего, стремительный рывок к взрослению. Если раньше ребенок просто становился старше, то теперь он повзрослел и духовно, и физически. Эриксон писал: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен это сделать за очень короткий промежуток времени…» Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него «группа поддержки» – друзья, семья, учителя.
Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых. Велика тяжесть последствий таких ситуаций: никто не захотел сесть рядом; никто не пригласил на мероприятие; над ним посмеялись; утром, проснувшись, он обнаруживает у себя на лбу семь новых прыщей… Многим мальчикам и девочкам приходится сталкиваться с подобными конфликтами в течение всего подросткового периода. Человек никогда не может забыть этих переживаний.
Порой  мы отпускаем детей, ничего не подозревающих, в опасный путь, подобно Красной Шапочке, которая, весело пританцовывая, бежит по лесной тропинке с корзиночкой, полной гостинцев. Если бы родители этой милой девочки рассказали ей о страшном Сером Волке, то, возможно, она заметила бы, что бабушка со дня их последнего свидания слегка обросла шерстью и отпустила хвост.
Мы должны поставить перед собой цель: помочь нашим детям избежать встреч с «волками», которые могут их проглотить. Выберитесь хотя бы на день с ребенком из дома и, сменив обстановку, поговорите с ним о том, что может ожидать его в ближайшем будущем. Такие беседы особенно полезны перед началом полового созревания; к ним необходимо готовиться, ведь вам предстоит коснуться «болевых точек» переходного возраста.
Расскажите ребенку, что в его организме происходит быстрый рост, поглощающий его силу и энергию на некоторое время. Поэтому детям с самого раннего возраста необходимо больше спать и лучше питаться. Поведайте ребенку о предстоящих изменениях в его теле, во всем организме, что ведет к постепенному взрослению человека. Особенно важно обсудить со своими детьми сроки полового созревания, так как время начала этих процессов вызывает порой неоправданные огорчения. Половое созревание у мальчиков проходит примерно от 12 до 19 лет, а у девочек – в период от 12 до 17 лет. Дети, у которых они проявились очень рано, и те, у которых они начались позже, обычно сталкиваются с психологическими проблемами. Беседуя со своими детьми, стоящими на пороге подросткового  возраста, постарайтесь убедить их в том, что нет ничего ненормального, когда одни дети развиваются быстрее, а другие – медленнее, чем большинство их сверстников. Это не означает нарушения их здоровья. Если ваш ребенок уже понял, что развивается медленнее своих ровесников, то он особенно нуждается в таком разговоре, который должен вселить силы, мужество и уверенность в будущем. Ваши убеждения должны помочь ему избавиться от страха и беспокойства в связи с его физическим развитием.
Если биологические процессы происходят непроизвольно, то работу по перестройке души приходится делать самому человеку. К 12 годам в основном проявляется все, с чем ребенок пришел в мир: темперамент, способности. Теперь из этого материала предстоит создать личность – то, что в скором будущем позволит распоряжаться собственной жизнью, самостоятельно принимать все решения. Подросток, в отличие от жизнерадостного, уверенного в себе ребенка, кем он был совсем недавно, остро чувствует свое несовершенство, зависимость от старших. Поглощенность собой, постоянная потребность оценивать себя делает подростка очень ранимым. Ему кажется, что все только и делают, что наблюдают за ним, обсуждают его внешность и поступки. Малейшая неловкая ситуация, некстати сказанное слово, допущенная ошибка заставляют «провалиться сквозь землю», становятся предметом долгих мучительных размышлений.
Своеволие, постоянное стремление к самостоятельности, упрямство. Бурно развивается самоанализ и критическая оценка других людей, в том числе и родителей. Оценки людей часто меняются. Подросток не любит противоречий, поэтому критикует весьма часто. Достается, конечно, и родителям. Не сдержали они в чем-то слово, проявили непоследовательность – все это тут же становится им в упрек. Критикуются и учителя, и герои книг. Ниспровергаются авторитеты. Ребенок ищет истинного героя, достойного подражания во всем, ибо он страстно хочет стать настоящим человеком. Не стоит рассматривать непокорность подростка как признак нарастающей «испорченности»… Дети воспринимают предупреждения о возможных опасных последствиях как слишком абстрактные, к ним лично не относящиеся. Если и обеспокоен чем-то ребенок, так заботой о том, чтобы не узнали родители – а то попадет. С особой силой привлекают атрибуты взрослой жизни: одежда, прическа, косметика, курение, употребление алкоголя… Ко всему этому, подросток еще недостаточно ориентируется во всех сложностях человеческих отношений. Мы не можем спокойно ждать, пока подросток наконец поймет, на каком рубеже смелость переходит в наглость, а независимость – в распущенность. Но как же действовать? С одной стороны силу применять нецелесообразно, а с другой – нельзя спокойно наблюдать. Главной педагогической ошибкой многих родителей является то, что они пытаются вложить в ребенка готовые убеждения, итоговые результаты своего личного и общечеловеческого опыта. А у ребенка – стремление постигать все на собственном опыте. Поэтому готовые истины он воспринимает неохотно, пассивно, не всегда вдохновляется ими. Личность формируется в активных действиях, а не путем запоминания правил. Подростковый возраст отличается особенностью, что многие нарушения производятся демонстративно. Доброте, самостоятельности и справедливости должен научиться ребенок  в течение детства. Но этому нельзя научиться только путем запоминания родительских наставлений. Прежде всего,  повседневная жизнь в семье должна прививать эти качества ребенку. И если эти чувства доброты и справедливости не получили своего развития, то стремление к самостоятельности легко может вылиться в безответственное бунтарство, бессмысленную агрессивность.
Не поздно ли учить доброте и справедливости в подростковом возрасте? Нет. Потребность в доброте ощущается человеком на протяжении всей жизни. Справедливость же – самая приемлемая для подростка сила и логика. Важно только, чтобы эта справедливость была понятной. Но из этого не следует, что ее нужно упрощать, делать примитивной: родителям необходимо усложнять свои мотивировки в соответствии с усложняющимся мировоззрением подростка.
Самое важное в отрочестве – отношения с людьми. Они отодвигают на второй план и учебу, и увлечения Подросток и его родители живут словно в разных системах координат: он стремительно меняется – они стараются сохранить стабильность; они хотят, чтобы он сначала поумнел и стал ответственным, а потом проявлял самостоятельность, – у него получается наоборот. Напуганные происходящими в любимом ребенке изменениями, родители срочно берутся за воспитание, чем окончательно портят отношения. Сын или дочь приходят к выводу, что «с ними не о чем разговаривать», и вместе с тем страдают от одиночества, хотят возобновить контакт – и не знают как. А в итоге отдаляются от семьи, подчеркивают свое равнодушие. Исследования психологов показывают, что причиной тяжелых переживаний и попыток самоубийств 12–15-летних в подавляющем большинстве случаев становятся отношения с родителями. Хотя сами родители обычно уверены, что «ему все равно», «ей на нас наплевать».
Особую роль в жизни подростков играют сверстники. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят в первую очередь ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл, лишь когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный мальчик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям». Роль белой вороны, изгоя для него намного хуже любых репрессий со стороны родителей и учителей. Подросток стремится одеваться, говорить, думать «как все наши». Развивается целая подростковая субкультура: музыка, кино, журналы, одежда, напитки, жаргон, способы проведения досуга. Всем этим подростки как бы сообщают окружающим взрослым: мы уже не дети, мы не такие, как вы, и мы вместе. Взрослых, особенно родителей, мечтающих  вырастить своего ребенка независимо мыслящей, яркой индивидуальностью, раздражает подобный стадный конформизм. Особенно трудно родителям понять подражание лидеру, часто менее интеллектуально развитому, чем их ребенок, и обладающему неприятными чертами характера. Но тратить усилия на развенчание авторитета в глазах подростка бесполезно. Лучше просто подождать, когда возраст коллективизма и подражания сменится возрастом индивидуализации, подчеркивания своей неповторимости, – а это произойдет уже скоро.
Продолжая заботиться о детях в пору взросления, не следует держать их слишком крепко. Необходимо разжать кулак. Мы должны молиться за них, любить их, а иногда и давать совет, если они в нем нуждаются. Но ответственность за само решение должна лежать на них; они сами должны отвечать за последствия своего выбора. Будьте рядом, но не вмешивайтесь. Юность – нелегкая пора для обоих поколений. Она может быть совершенно ужасной. Но пережить ее возможно. Для этого необходимо заложить прочные основы нравственности и духовности. Тогда можно смело идти навстречу любым испытаниям, тогда даже неизбежный бунт подростка может стать здоровым фактором.

Памятка родителю подростка.

1. Важна подготовка детей к трудностям, которые ожидают их в переходном периоде.
2. Не спорьте с Вашими детьми
3. Не делайте их объектом постоянных угроз, необоснованных и оскорбительных обвинений
4. Не донимайте бесконечными придирками

Продолжая заботиться о детях в пору взросления, не следует держать их слишком крепко. Необходимо разжать кулак. Мы должны молиться за них, любить их, а иногда и давать совет, если они в нем нуждаются. Но ответственность за само решение должна лежать на них; они сами должны отвечать за последствия своего выбора. Будьте рядом, но не вмешивайтесь.

Юность – нелегкая пора для обоих поколений. Она может быть совершенно ужасной. Но пережить ее возможно. Для этого необходимо заложить прочные основы нравственности и духовности. Тогда можно смело идти навстречу любым испытаниям, тогда даже неизбежный бунт подростка может стать здоровым фактором.

Школьный психолог Степанцова Е.А.

0

9

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Главная задача семьи, в формировании личности ребенка -  закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности, эмоционально-ценностных представлений. Именно в семье ребёнок впервые начинает понимать «что такое хорошо и, что такое плохо», у него   складываются первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности. В семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.

0

10

Формирование жизненных ценностей и приоритетов

       Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.
       Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.
       Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.
       За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.
       В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.
       Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками. "Делай как я говорю" - такой стереотип воспитания не подходит подростку. "Делай как я" - вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.
       "Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека", - говорил В. А. Сухомлинский.
       Ближайшее социальное окружение - родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) - непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы - через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.
       Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.
       Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.
       Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.
       Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

0

11

Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.
       Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.

0

12

Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.
       В эти минуты от реакции мамы на происшедшее зависела судьба ее будущих взаимоотношений с сыном. Мама шлепнула сына, выбросила в урну мороженое и сказала: "Ты всегда такой растрепа! Больше мороженое никогда не получишь!", - и потащила его дальше. От ужаса перед содеянным малыш побледнел и даже перестал плакать, а мама потеряла доверие сына навсегда.
Многие могут сказать - какой пустяк! Но это только с точки зрения взрослого. Потом мама сама будет удивляться, почему ее повзрослевший сын не любит бывать дома, скрывает от нее плохие отметки и никогда не рассказывает о своих проблемах. А это произошло потому, что еще в детстве он получил хороший урок - если он чем-то огорчил маму, то будет наказан, и она перестанет его любить. Конечно, сын может забыть этот эпизод, но эмоциональное осознание тяжести ситуации и реакция матери останутся в его памяти навсегда. Если бы реакция была противоположной - мальчику сказали бы, что все это не беда и костюмчик можно постирать, в руках у ребенка оказалось бы новое мороженое, а рядом шла все понимающая и любящая его мама - можно с уверенностью утверждать, что вера мальчика в то, что ему помогут и не перестанут любить, даже если он в чем-то провинится, сделала бы будущие отношения матери и сына доверительными и откровенными. Или еще один пример. Часто родители из так называемых благополучных семей с высоким материальным достатком удивляются, почему их дочь не может создать хорошую семью, а в поисках красивой жизни фактически торгует своим телом. Чтобы понять это, родителям стоит мысленно вернуться на несколько лет назад и вспомнить, как они говорили своей дочери: "Зачем ты дружишь с Петей? В его семье - ни кола, ни двора. Посмотри, как он одет. А вот Андрей имеет уже собственную машину, у его родителей шикарная квартира и дача". Некоторые женщины позволяют себе демонстрировать положительное или негативное отношение к мужу в зависимости от цены подарка или размера принесенной зарплаты. Такой характер взаимоотношений в семье формирует у девочки на подсознательном уровне потребительское отношение к любви.

0

13

Как показали исследования, недавно проведенные в одной из стран Западной Европы, большинство мужчин, пользующихся услугами проституток, воспитывались в семьях, где были свидетелями грубого и даже жестокого обращения отца с матерью. Впоследствии им было трудно иметь сексуальные отношения с женщинами, к которым они испытывали глубокое уважение и возвышенные чувства. Это еще раз подчеркивает, насколько важно взрослым, если они действительно хотят видеть своих детей счастливыми в будущем, контролировать свое поведение и исповедовать самим те жизненные и нравственные ценности, к которым они пытаются приобщить своих повзрослевших детей. Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остаются с ним один на один и могут дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, - свою заботу, внимание, тепло и любовь. Именно такие моменты и ситуации имеют очень большое значение для формирования самооценки у ребенка.

0

14

Очень важно, чтобы ребенок понимал: он - индивидуален и ценен как личность для родителей и близких ему людей. Высокая самооценка позволит подростку сказать "нет" в тех ситуациях, когда это необходимо, особенно если это связано с его сексуальным поведением в период полового созревания.
       Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.
       В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

0

15

Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.
       Свобода и ответственность прочно связаны между собой. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу скорее можно назвать вседозволенностью, анархией. Настоящая свобода - это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает "удобную" позицию: "Для свободы я взрослый, для ответственности - маленький". Но равноправие включает и ответственность, и самостоятельность. В свою очередь самостоятельность предполагает способность подростка самому принимать и проводить в жизнь решения, готовность отвечать за свои поступки, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, отстаивать собственное мнение.
       Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.
       Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.
       Исходя из этого становится понятным, насколько важно для подростка общаться с людьми высокой нравственности и культуры. Если подросток воспитывается в обществе с неустойчивыми моральными и духовными ценностями, ему бывает очень трудно дать правильную оценку своим поступкам.

0

16

Не секрет, что  в  обществе наблюдается духовный кризис, выступающий в качестве падения морально - нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. В современном мире очень тяжело следовать моральным и этическим ценностям прошлого времени. При появлении компьютеров и общения при помощи интернета, потерялась связь, которая происходила в семье, где все собирались вместе, когда старое поколение могло спокойно передавать накопленные опыт и знания. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа образования, росту девиантного поведения, безразличия. Основная ценность сегодня – это материальное благополучие. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья.  Духовные и нравственные ориентиры остаются в стороне. Жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием. Под влиянием таких негативных явлений, в семье начинаются конфликты, утрачивается терпение друг к другу, возникает агрессия.
В результате авторитет семьи утрачивает свою силу, дети растут сами по себе, становятся мелочными и меркантильными.

0

17

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Главные направления деятельности школы по развитию активной педагогической позиции родителей в воспитательном процессе мы видим в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и семье как единый процесс.
Об отношениях семьи и школы говорится и пишется много. Проблема эта, безусловно, существует, и ее нельзя отнести к решенным. Здесь масса оттенков и аспектов – социальных, психологических и даже юридических. Нельзя  забывать о том, что, как и в любой проблеме, здесь существуют элементарные правила, без выполнения которых невозможна даже самая прекрасная теория.
Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.
Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений.  Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье.
А это положение бывает самым различным:
 нормальным, когда родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;
 ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось усилением негативных явлений в детской и подростковой среде.
Проблемы семьи волнуют  самих детей. На вопрос: «Чего бы вам больше всего хотелось добиться в жизни?» 66% подростков отвечают: «Иметь хорошую семью».
Кризис семейного воспитания  сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.
Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность ¬– это нахождение взаимопонимания.
Принимая новый класс, классный руководитель, прежде всего, должен познакомиться с семьями. Для этого можно использовать следующую классификацию семей:
 Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагогов здесь неуместно, хотя отдельные советы и предостережения в определенном возрасте не исключаются.
 Семьи хоть и с нормальными отношениями между родителями, но не обеспечивающие положительную направленность воспитания. Ребенок находится в центре «особых» забот родителей, отчего у него развивается эгоизм. Здесь, безусловно, требуется внимание педагога.
 Конфликтные семьи. Когда родители не могут разобраться в своих отношениях, им не до детей. Ни о каком разумном воспитании не может быть и речи, все пущено на самотек. Необходимо активное психолого-педагогическое воздействие, изменяющее микроклимат в семье.
 Семьи, внешне благополучные, но в них процветает бездуховность, отсутствуют нравственные ценности, эмоциональная связь поколений нарушена. Дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, воспитательная работа с ними особенно трудна.
 Неблагополучные семьи, для которых характерна грубость, скандалы, пьянство, аморальное поведение. Таким семьям требуется постоянное внимание педагога, общественности, а иногда и вмешательство с целью защитить интересы детей.
Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.
Любую профилактическую работу следует начинать с диагностики.

0

18

Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо.
Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы ее возможностей и ответственности.
В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей. Конкретное наполнение общения с родителями определяется возрастом ребенка.
Работа с семьей – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.
Есть непреложные законы этики отношений «учитель – родитель». Например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.
Часто мы своей нетерпимостью и категоричностью провоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины.
Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс. Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации.
В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей.
Безусловно, всегда легче работать с семьей, где родители охотно идут на контакт  с учителем. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приемы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху.

0

19

Но не надо торопиться отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Говорят, что капля камень точит. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.
Психологические и физиологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия учителей и родителей. Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем неоценим. Классные родительские собрания, в этом отношении, не дают нужного эффекта.
Во-первых, потому, что невозможно поговорить с каждым из родителей индивидуально, квалифицированно ответить на интересующие их вопросы. Во-вторых, каждая семья воспитывает ребенка в специфических, особых условиях, как говорят на «своей территории». Значит, в каждом отдельном случае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьей, отвечающие потребностям родителей.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
 В начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
 В среднем и старших звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.
 Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.
 Второй запрет ¬– это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
 Третий запрет – запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.
Важная задача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями. Если правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом станет активнее. Учителя и родители как партнеры в учебно-воспитательном процессе дополняют друг друга.
Самой распространенной формой взаимодействия  с семьей в  школе остаются родительские собрания.
При организации родительских собраний необходимо применять следующие правила:
 Не назначать собрание на то время, когда некоторые родители работают и не имеют возможности прийти в школу;
 Не затягивать собрание искусственно. Помнить, что родителей дома ждет еще куча дел;
 Никогда не говорить на общих собраниях о конкретных детях. Для этого должны быть индивидуальное консультирование и микрособрания, посвященные той или иной проблеме. На них-то и следует приглашать именно тех родителей, для которых данный вопрос актуален, и, следовательно, интересен;
 Всегда сообщать родителям что-либо новое для них, то, что они могут применить на практике;
 Практиковать выступления самих родителей. Не забывать, что родители могут поделиться друг с другом опытом, и создавать условия для этого обмена.
Виды родительских собраний многообразны: организационные, тематические, собрания-диспуты, итоговые. Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель. Очередную тему собрания могут предлагать и сами родители.
Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.
Готовясь к собранию, классный руководитель заранее передает родителям специальные анкеты, прибегает к домашнему сочинению детей. Особое значение классный руководитель придает оформлению классной комнаты, которое создает определенный настрой, а также форме приглашения родителей на собрание.

Учителя и родители как партнеры в воспитании должны дополнять друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить его сильные стороны и скорректировать возможные ошибки. Все успехи и трудности, которые переживает ребенок – это акт его самосознания. Если он справляется с проблемами – хорошо. Если нет –  ребенку надо помочь. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.
И наша с вами задача – зажечь свет в душе ребенка и развернуть ее на себя и на других людей.

0

20

Здравствуйте, конечно же ценности в современной семье поменялись. Если раньше нравственные законы были превыше всего, существовали такие понятия, как стыд, целомудрие, уважение семейнных ценностей и родителей и многое другое. Сейчас уважение к родителям уходит в прошлое, отношение становится потребительским. Войну ВОВ мы выиграли ценою великой преданности  стране и партии, высокого патриотизма. Нас не смогли победить, а теперь можно брать "голыми" руками. План Запада на развал иститута  семьи сработал: теперь в моде "гражданские" браки и внебрачные дети....

0

21

Семья – первая школа жизни. Именно в семье ценности, имеющие у родителей значение непреложных, механически осваиваются ребёнком. Нормы и ценности он принимает как собственные и воплощает их в своем поведении. Через семью ребенок узнает особую версию культуры, основанную на позиции и опыте родителей и других членов семьи. Роль семьи в обществе огромна. Особенно сейчас, когда идёт стабильный рост алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений. К сожалению, в современном обществе нравственные ценности замещаются культом денег, физической силы. Люди стремятся добиться материального достатка любой ценой, даже путём нарушения социальных и нравственных норм.

0

22

Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочется присоединиться к данной теме обсуждения. Тема на мой взгляд очень актуальна. От ценностных ориентиров современной семьи зависит многое, в частности - будущее нашего государства. Семья является первичным этапом социализации личности, в семье закладываются основные жизненные принципы.Любой ребёнок  как губка впитывает всё происходящее вокруг него, особенно в семье. К сожалению не все семьи являются образцом для подражания. Во многих семьях утрачиваются нравственные устои. Если раньше преобладали традиционные многопоколенные семьи, в которых с раннего детства дети учились уважать старших, добросовестно трудиться, заботиться о младших. В наши дни картина изменилась. Во многих современных семьях родители мало занимаются воспитанием своих детей, считая, что это обязанность школ и детских садов. Я считаю, что это в корне неправильно. Дружная семья в которой организуются совместный досуг и работа, где существуют свои традиции, способствует формированию гармоничной всесторонне развитой личности, способной в будущем достичь высоких результатов.

0

23

Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена.В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение,но не духовное формирование и развитие детей.По данным социологов, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни-30.Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе.Заставляет задуматься и тот факт, что лишь треть детей хотят быть похожими на родителей.Около 30% детей находятся в конфликте с родителями, причем ежегодно в России 30 тысяч подростков покидают семьи из-за насильственных действий родителей.Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее,а пути выхода из него пока не видны.Семья все хуже реализует свою основную функцию -воспитание детей.Эту функцию на себя приняла школа,хотя , я считаю,это неправильно.Только совместными усилиями можно воспитать успешного человека .

0

24

Доброе время суток, уважаемые коллеги! Продолжая тему "Ценностные ориентиры современной семьи". Хочу поделиться, с вами: обрабатывая сейчас диагностику "жестокое обращение с детьми" (школьные психологи сейчас наверное все это делают) обратила внимание на то, что чем младше ребёнок. тем чаще родители применяют к нему наказание "битьё ремнём", "битьё по различным частям тела", "не разговаривают с ним". Парадокс! казалось бы маленький ребёнок должен расти и воспитываться в доброте и ласке, ан нет, его наказывают и ещё как, некоторые дети говорили " А можно выбрать все варианты наказания"?! Я думаю не только в нашей школе это так. Вот вам и ответ откуда берётся агрессия! Дома их бьют родители, в школе они бьют своих одноклассников и младших школьников. Агрессивных детей становится год от года всё больше. Нужна долгая кропотливая коррекционная работа и не только с учениками, но и с родителями.

0


Вы здесь » Дистанционная конференция » Негативные проявления в обществе, семье и подростк » Ценностные ориентиры современной семьи


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC