Дистанционная конференция

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дистанционная конференция » Дети, подростки и молодёжь в современном обществе » Влияние социальной среды на развитие личности


Влияние социальной среды на развитие личности

Сообщений 1 страница 30 из 36

1

Здравствуйте! Темой нашего обсуждения будет "Влияние социальной среды на развитие личности"

0

2

Подросток в кризисной ситуации: формы и методы работы школьного психолога

Цель психолого-педагогической работы с подростками в кризисной ситуации — это оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала.
Главная задача данной работы с подростком — это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:
1. Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.
2. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Поэтому данная работа включает в себя следующие компоненты:
1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.  (Индивидуальная карта подростка)
4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

Ориентация на позитивное  в поведении и характере трудного ученика. Это предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.
В практической психолого-педагогической деятельности отражается в следующих правил.
преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;
• проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;
• приобщение педагогом ученика к добру и доброте;
• защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
• постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
• формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

Социальная адекватность воспитательно-коррекционных мер.
Данная работа требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.
В практической деятельности педагога и психолога это  отражается в следующих правилах:
• воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
• воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
• необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
• все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.
Индивидуализация  воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.
Это предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
В психолого-педагогической практической деятельности это реализуется в следующих правилах:
• работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
• поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
• постоянное отслеживание эффективности воспитательного
воздействия на каждого ученика.
Социальное закаливание трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
В психолого-педагогической практической деятельности это реализуется в следующих правилах:
• проблемы отношении трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
• подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем; .
• не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
• волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
• нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.

Отредактировано Екатерина Анатольевна (2011-11-15 11:16:40)

0

3

Здравствуйте! Хочу присоединиться к обсуждению данной темы. Наша школа по  контенгенту   учащихся и их семей является относительно благополучной в сравнении с другими школами.У нас на учете состоит всего три семьи СОП (в других школах их количество гораздо больше) и педагоги работают в первую очередь с детьми из этих семей и их  с родителями. Работа с такими семьями заключается в  корректировке детско-родительских отношений, созданию благоприятных условий для развития ребенка, вовлечение ребенка в социально-значимую общественную деятельность, развитие  подростковых интересов и формирование ценностей личности, оказание правовой помощи и т.д. Те коллеги, которые работают с такими семьями знают, что много внимания уделяется таким сеьям и со стороны школы и со стороны социальных структур, но главное все-таки ребенок!
Дети из таких семей недополучают много чего, но прежде родительской ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ. Сказать, что кто-то вместо родителя это может додать, подарить, конечно нельзя, но компенсировать частично может педагог, которому доверяет ребенок. Разговаривая с ребенком я понимаю насколько сильно влияет на развитие личности его социальная среда. Наблюдаю в некоторой степени эмоциональную деформацию ребенка: скрытность, озлобленность, изворотливость, подавленность, отстраненность, иногда отсутствие волевых усилий и т.п. Родители порой  не знают, не только где ребенок, но и чем интересуется, в каком кружке занят. Недавно был случай: мама (СОП) удивилась, что ее дочь занимается изодеятельностью и рукоделием (посещает кружок уже два года !!!). (((((Вот так, и поговорить даже "некогда" !(((((  Но чаще я наблюдаю, что родители заняты устройством своей личной жизни, а ребенок все это видит, первое время пытается сопротивляться, протестовать, но среда (если ситуация не изменяется) заглатывает со временем и его. Много примеров в практике социально-психологической службы нашей школы, когда ребенок учиться,  у нас с ним все более менее нормально, как выпускается - уподобляется родителям или улице. Поэтому мы, с вами коллеги делаем пусть маленькое, но очень большое дело: являемся душевными наставниками помогающими  оптимизировать  обстановку для комфортного развития детей из неблагополучных семей. Пусть среду мы не поменяем, но дадим шанс сформироваться  нормальной личности.  Есть положительный опыт этому. А что Вы думаете Вы, уважаемые коллеги, можно ли в школе для этих детей создать необходимую компенсирующую среду, поделитесь опытом?

0

4

"Поэтому мы, с вами коллеги делаем пусть маленькое, но очень большое дело: являемся душевными наставниками помогающими  оптимизировать  обстановку для комфортного развития детей из неблагополучных семей. Пусть среду мы не поменяем, но дадим шанс сформироваться  нормальной личности".
Полностью с Вами согласна, Елена Александровна. Школа для многих детей является частью их жизни, а для некоторых, которых мы называем "трудными" или "СОП" большой отдушиной в этой жизни. Так как в школе их не дадут в обиду, в школе их накормят, поддержат и самое главное в школе для них есть интересные дела. Пусть не всегда это может быть учёба. Сейчас, по-моему, во всех школах такое разнообразие различных кружков и занятий по интересам. В наше школе созданы хорошие условия для развития творческих, спортивных и др. интересов.
Каждый ребёнок данной категории всегда под пристальным контролем социально-психологической службы, классные руководители в курсе всех их жизненных перемен.
Ко мне достаточно часто обращаются дети с проблемой детско-родительских отношений. И частой причиной конфликтов становятся взрослые, которые или не хотят понять своего ребёнка или порой приходится спасать ребёнка от собственных родителей.

0

5

Здравствуйте и мне как социальному педагогу школы эта тема близка. Уважаемая Елена хочу привести пример социально - опасной семьи в своей школе. У меня среди старшеклассников есть ребенок семья которого имеет статус СОП, там обстановка еще хуже, папы нет и не было, а маму могут лишить родительских прав. Так дай бог другим родителям иметь такого сына! Учителя им довольны, мальчик активный в обшественной жизни школы участвует с удовольствием, учиться хорошо, посещает различные кружки и секции. Очень трудолюбивый и отзывчивый! И это не смотря на то, что в своем возрасте мальчик можно сказать ничего не видит.  В данной ситуации мальчик "выживает сам" , учителя пытаются помочь семье, но по ребнку никогда не скажешь, что там проблемы!. Я понимаю, что это не нормально и ребенок должен иметь детство, игры, а не решать проблемы взрослых. А ведь как он свою маму защищает, мать всю жизнь не работает, мальчик говорит она занимается хозяйством!
Мы старемся дать таким детям ласку и тепло, и никогда никто открыто не спрашивает о проблемах дома, но я считаю ребенку мы не заменим нормальных родителей, как бы мы не старались! Хотя попытаться оказать поддержку это в наших силах, и делать это надо!

0

6

уважаемые учителя!Я ученица,которая непосредственно общается с ребятами из разных семей.Хочу присоединиться к вашим обсуждением,с точки зрения ребят.Многие дети разных возрастов имеют проблемы разных планов,в том числе и в семье :'( .Но благодаря поддержке педагогов,они находят в себе  силы.Как говорится :"Школа второй дом",а учителя в нем "родители"и именно они оказывают психологическую помощь,в которой так нуждаются дети.Тем самым оказывают ребятам огромную помощь.

0

7

Хотелось бы добавить,что не только школа является объектом психологической помощи детям.Я считаю,что все задатки идут именно из семьи.Если в семье царит неблагоприятная обстановка,то это будет отражаться на учебной деятельности ребенка.Конечно,совокупность работы учителей и родителей дадут эффективный результат в развитии ребенка.Так же важно и влияние сверстников на его внутренний мир.Обстановка в классе может повлиять на психику подростка.Тут важно отслеживать общение детей в школе между собой и вовремя предотвратить конфликтные ситуации.Если возникший конфликт не был вовремя разрешен,то он чреват плачевными последствиями. :flag:

0

8

Необходимо проводить профилактические мероприятия.Так же важна внеурочная деятельность,которая проводится,например в нашей школе МОУ СОШ №11 г.Вольска ("Оздоровительный лагерь Позитив"), где ребята из нашей школы представляли Агит - бригаду "Мы за здоровый образ жизни", и масса различных мероприятий этого направления. Во - первых ребенок хорошо развивается, борется со своими комплексами, становясь участником на конкурсах и выступлениях, раскрепощается и растет творчески. Ну и самое главное, лучше участвовать в конкурсе, и быть задействованным, чем бродить по улицам в поисках проблем и приключений. В нашей школе много различных кружков и секций разных направлений, которые мы можем посещать. Ну и хочу сказать спасибо педагогам, которые добросовестно относятся к своей работе! :whistle:

0

9

Подростковый возраст – важнейший этап в жизни, во многом определяющий судьбу человека. На протяжении этого возрастного отрезка может быть несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. На это влияет множество факторов: отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, академическая успешность, развитость познавательной сферы, сформированность творческих интересов и даже физиологические особенности.
Подростковый возраст характеризуется особым интересом взрослеющего человека к себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание. Ребёнок всё больше стремится выглядеть как взрослый, его поведение на виду окружающих, особенно на виду у сверстников, теряет непосредственность: появляется нарочитая независимость, псевдовзрослость и т.п. В общении с родителями может ещё некоторое время сохраняться детско-взрослый тип отношений, но вскоре и в этой сфере происходят нарушения.
Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно происходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье.

0

10

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу присоединиться к обсуждению темы.
Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, "окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий"), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности. Наверное именно на развитие творческой, инициативной личности необходимо в первую очередь обращать внимание. К счастью сейчас для этого созданы все условия. И нельзя не согласиться с Екатериной Анатольевной. В нашей школе тоже созданы "хорошие условия для развития творческих, спортивных и др. интересов"...

0

11

Здравствуйте! Хочу присоединиться к обсуждению данной темы.
      В современной России чрезвычайно актуальна проблема поддержки и развития подростков. Существует множество психологических, социально-педагогических технологий и форм работы с подростками, их анализ указывает на то, что они представляют собой, в основном, целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на личность подростка. Хочу поделиться и  нашим  опытом работы с подростками. На осенних каникулах в нашей школе ( СОШ № 11 г. Вольска) был  организован оздоровительно-познавательный лагерь «Позитив». Мы поставили следующие цели: 1. Организация досуга обучающихся в каникулярное время;2. Пропаганда здорового образа жизни; 3. Профилактика употребления ПАВ .
      В течение 3  дней подростки участвовали в различных мероприятиях: познавательных, профилактических, спортивных… В дни работы лагеря вместе с ребятами на площадках были и их педагоги. Лагерь работал по следующему плану.
                          1 день – 31 октября
10.00 -10.20 Торжественная линейка:
• название команды, речевка
10.30-11.30   I- группа «Волонтеры»- школа волонтеров, отв. педагог-психолог Степанцова Е.А. (каб. №3)
10.30-11.30   II- группа «Группа риска»- занятие «Школьная жизнь и закон», отв. социальный педагог Макарова Е.Ю. (акт.зал)
10.30-11.30   III- группа «Агитбригады»- занятия с преподавателями ГО и ЧС, МЧС, отв. зам. дир. по ВР ФоростянкаЕ.М.
(каб.№16)
Буфет 11.30-12.00
12.00-13.00 I- группа «Волонтеры»,
II- группа «Группа риска»,
III- группа «Агитбригады» - спортивные состязания, учителя ФЗК Лисин А.Е., Шапошников С.П.(спорт.пл.)
                        2 день – 1 ноября
10.00-10.20 Конкурс  на лучший символ:
• газета - визитная карточка, символ ДОЛ «Позитив»
10.30-11.30   I- группа «Волонтеры» - школа волонтеров, отв. педагог-психолог Степанцова Е.А. (каб. №3)
10.30-11.30   II- группа «Группа риска»- школа полиции, отв. социальный педагог Макарова Е.Ю. (каб.№16)
10.30-11.30   III- группа «Агитбригады»- выступления команд, отв. педагог-организатор Сапарова В.С. (акт.зал)
Буфет 11.30-12.00
12.00-13.00  I- группа «Волонтеры»,
II- группа «Группа риска»,
III- группа «Агитбригады»
- танцевальный марафон, отв. педагог доп.обр. Савина Ю.И. (акт.зал)
                    3 день - 2 ноября
11.00-11.20
Посещение защит конкурсных работ "Я выбираю жизнь"

0

12

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу присоединиться к обсуждению темы!
Я считаю, что педагог, не учитывающий влияние среды, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констатирующий случайный характер факторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоятельствам определять становление личности – тем самым неизбежно отказывается от воспитания

0

13

Зенюк Екатерина, Колесникова Яна, Максименко Сергей обучающиеся 8а класса СОШ №3 написали:

Мы считаем, что сегодня в нашем государстве большое внимание уделяется спорту. В связи с этим быть спортивным и здоровым  - это модно! Мы на протяжении нескольких лет занимаемся лыжным спортом. Секция организована в нашей школе. Всего нас 25  - идейных, активных, спортивных ребят. Главным примером для нас является наш неумолимый тренер Сергей Анатольевич. Он нас здорово тренирует, не давая поблажек. Зимой и летом, в любую погоду у нас проходят тренировки в школе и окрестном лесу. Это воспитывает в нас волю, характер, выносливость. Мы не раз принимали участие в соревнованиях муниципального и регионального уровней, привозили грамоты, призы и кубки. И таких как мы ребят немало, которые предпочитают спорт и ставят перед собой более высокие цели. В нашей команде никто не курит, не употребляет алкоголь, психотропные вещества. У нас другие ценности – здоровье, активная жизненная позиция. В этом большая заслуга наших родителей, школы, тренера, команды в целом.

0

14

Вечер добрый, уважаемые участники конференции. Несомненно, что социальная среда оказывает на человека определенное внимание. Но, мы почему- то рассматривает только негативное влияние СОП семей. А ведь сколько примеров, когда и семья нормальная, и в школе созданы необходимые условия для развития личности, но результат отрицательный. Почему? На мой взгляд, не только в семьях, где уделяется недостаточно внимания ребенку, но и там, где перегибы в другую сторону (когда ребенку все можно, его балуют), вырастает негармонично развитая личность. Существует много форм работы с детьми из семей СОП, а как же обстоят дела с системой работы с данной категорией обучающихся. Поделитесь опытом.

0

15

Доброго времени суток, коллеги!
Соглашусь  с мнением Светланы Степановны: про семьи СОП нам забыть не дадут и формы работы подскажут. Но как быть с теми, кто вполне благополучен внешне? Не секрет, что очень трудно работать с теми ребятами, которые узнали "вкус"  родительских денег и совершенно не имеют нравственных ориентиров. Достучаться до них бывает очень сложно, еще сложнее чем до ребенка из неблагополучной среды( здесь есть надежда, что заботливое внимание учителя не останется без ответа). Пресыщенный материальным достатком, подросток ко всему относится свысока, родители  здесь явно помощниками не станут. Что же остается делать ? По-моему, у нас только одно оружие- слово: с подростками надо говорить, уважая его право на собственное мнение, соглашаясь или не соглашаясь с этим мнением,но вести аргументированный диалог.

0

16

Интересную проблему подняла, Светлана Степановна. Я живу недалеко от школы, где учатся дети всё больше из благополучных семей. Но мы, жильцы дома видим обратную сторону этого "благополучия". Дети курят, страшно матеряться, а на замечания просто фонтан грубости! Вот вам и благополучные семьи и престижное учебное заведение! Не всегда в силах школы что-то исправить, к сожалению. Дети быстро привыкают к "двойным" стандартам. В школе и дома он "белый и пушистый", а если думает его никто не видит он другой. Родители всё чаще видят своё предназначение: получше накормить, получше одеть, нанять лучших репетиторов и т.д. И сами не всегда делают так как говорят. А ребёнок всё понимает и учится врать и приспосабливаться.
Работая с такой категорией детей, работать приходится больше с родителями, а это очень трудно! Я считаю даёт неплохой результат индивидуальные консультации для родителей и для ребёнка, и совместные (родители и ребёнок).

0

17

Подняла данную проблему, потому что она актуальна для педагогического коллектива нашего ОУ (и не боюсь признаться в этом). Думаю, что курят и матерятся ученики не только одной из школ города!!! Легко рапортовать о том, что созданы условия, а как насчет результатов? Соотношение условий и результата очень важно. Ведь, если много усилий, а результат низкий, то стоит задуматься об эффективности тех или иных  форм работы. Можно проводить массу мероприятий, но не достичь положительного результата. Как отследить результативность,эффективность работы?

Отредактировано Ульихина Светлана (2011-11-19 21:51:31)

0

18

К сожалению, негативные проявления поведения подростков мы видим сплошь и рядом. Но все-таки надо помнить о том, что дурное всегда на поверхности и многое в подростках - это возрастное. Нет, я не призываю сложа руки ждать ,когда закончится этот период негативизма в их жизни: если не работать с ними, он может и затянуться. Но подросток, по моим наблюдениям, "хамелеон"- он приспосабливается к социальным условиям, к миру, в котором живет. Отследить результативность нашей работы сложно и ни одна методика не даст нам абсолютно точного  результата, так как исследовать нужно не сегодняшнего подростка, а его лет через 5, когда он будет менее зависеть от мнения сверстников о нем.
Я повторюсь: нет у нас волшебной кнопки,нажав на которую мы "исправили" бы подростка мгновенно, но мы,педагоги, та социальная среда,которая способна влиять на развитие личности подростка. Ему приходится нас слушать,хотя бы в силу традиции урока. Поэтому так важно, что он услышит.

0

19

Обиделась я на этот сайт. Полтора часа писала сама огромную статью, а сайт не принял, после часа открытой страницы, и не сохранил((((( обидно, но заново решила не писать.

0

20

Хоть и расстроилась, но решила написать хотя бы цитаты из не сохраненной статьи:
1) не все внешне благополучные семьи являются благополучными. А ребенок с детства видит, впитывает, копирует, формирует мировоззрение подобное родительскому. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА!!!!
2) растет новое поколение детей и у многих, к сожалению, сознание потребителей.Все им чего-то должны, обязаны. А где приложение собственных усилий, где труд?  ТОЛЬКО В ТРУДЕ ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ!!!
3) Среда предоставляет современному ребенку слишком много соблазнов,  которые развращают сознание , формируют изворотливость, ханжество, леность.  Дети конечно разные и среда у каждого своя, и каждый возьмет свою долю, но так велик соблазн безделья!  "НЕ ИЩИ УДОВОЛЬСТВИЯ В БЕЗДЕЛЬЕ - ОНО ВЕДЕТ К РАСПАДУ ЛИЧНОСТИ" Л.ТОЛСТОЙ
4) Светлана Степановна интересуется системой работы с проблемными детьми из благополучных семей, отвечу, что несмотря на то, что каждый человек уникален, но законы и правила психологии распространяются примерно одинаково на личности живущие в обществе, поэтому и принципы работы с  детьми  из СОП и с детьми из благополучных семей схожи, но очень индивидуальны в каждом конкретном случае.

0

21

Здравствуйте, уважаемые коллеги! С большим интересом прочитала все ваши сообщения. Меня эта проблема очень интересует в данный момен. Я полностью согласна с мнением И.В.Ворониной. С раннего детства мы стараемся внушить детям, что- хорошо, а что- плохо. Стараемся как можно дольше опекать их. Оказывается, это не всегда приносит хорошие результаты. Выйдя из-под опеки и почувствовав Свободу, молодой человек может вырваться из среды, появятся новые друзья, не всегда хорошие.Только развитие своей собственной индивидуальности, самореализации, даст им возможность быть Человеком. Вот к этому, мне кажется, нужно готовить деть с раннего возраста. Мне очень понравилось высказывание Вашингтона, который сказал: "Если нам дорога наша собственная репутация, имейте дело лишь с людьми, обладающими достойными качествами, ибо лучше быть одному, чем оказаться в дурной компании."

0

22

Здравствуйте, уважаемые участники форума, решила присоединиться к обсуждению интересной на мой взгляд темы. интересной потому, что за последние годы перемены в нашей жизни коснулись всех сфер: медицины, культуры, политики, и конечно образования. Вопрос: "А как изменившаяся среда влияет на развитие личности человека?"
В конце XX в. в России в силу разных исторических причин сложились новые отношения. Назовем некоторые из них.
      1. Социально-политические (развал государства и его идеологической основы, разрушение духовно-нравственных ценностей, потеря национальных интересов и культуры, разрушение государственности и законности, бюрократизм, отсутствие четкой концепции образования и воспитания и т.д.).
      2. Социально-экономический (развал государственной экономики, снижение уровня материального производства, пренебрежение духовными ценностями, отсутствие материально-технического обеспечения учебных заведений, невозможность приобщения к ценностям духовной культуры у значительной части населения по причине низкого уровня жизни, безработицы и т.д.).
      3. Социально-педагогические (резкое снижение, а во многих случаях и отсутствие качественного семейного воспитания, новых воспитательных ориентиров, неподготовленность многих педагогов к работе в новых социально-политических и экономических условиях, тактические просчеты и ошибки в управлении образованием, недостаток педагогического инструментария, методических и технологических разработок в области дидактики, теории и методики воспитания, разрушение традиционной связи “школа— общественность — семья— производство”, невысокий социальный статус труда преподавателя.
      4. Социально-психологические (назовем их как производные от вышеназванных): гипертрофированные взгляды на смысл жизни и бытие; искаженные потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки на отношения полов и половое поведение и т.д.).
Человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.
    Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.
      Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.
      Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.   
И в качестве резюме:
      1. Как закон остается объективное существование и влияние на развитие личности вышерассмотренных факторов.
      2. Смена эпох социально-экономического и культурно-исторического развития обуславливает изменения содержания социальных факторов.
      3. В педагогическом процессе важно понимание и учет влияния этих факторов на личностное развитие, смягчение или нейтрализация их действия через построенную соответствующим образом систему воспитания и развития.
Источник:http://paidagogos.com/?p=26

0

23

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Недаром  его еще называют переходным возрастом. На этом этапе  серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Ребёнок ищет своё «Я», пытается познать самого себя. Нередко происходит отдаление подростка от семьи и школы, зато усиливается влияние сверстников. Предпочтение подросток отдает той среде или группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением и пониманием. И мы все и педагоги, и родители должны помочь подростку выбрать правильный путь, т.е влиться в официальный коллектив (спортивная секция, и технический или творческий кружок), а не попасть в неформальную группу.

0

24

Я согласна, что подростковый возраст самый трудный.Ребенок пытается познать себя, осмыслить окружающий мир, свое место в нем.Ему нужна помощь.Я думаю, что это должна быть помощь родителей.Поменьше приказов,команд,угроз,чтения морали, а побольше умения слушать и слышать своего ребенка,стремления к поиску совместных решений.Не все  родители умеют входить в детский мир без нажима,навязывания своих взглядов,без нервозности.Часто ребенок бежит из такой семьи А куда бежит? Хорошо ,если в официальный коллектив ,как пишет коллега,а если нет...?

0

25

Доброго времени суток!
Вам не кажется, коллеги, что нам очень сложно понять  подростков , вернее ПРИНЯТЬ их отличное от нашего  видение мира, общества? И в этом наша общая проблема. Треть своего времени дети проводят в школе. И в силу одного этого мы имеем возможность влиять на их личности. Но готовы ли мы принять современный мир , современный социум, нынешние ценности- вернее их отсутствие - и с этих позиций помогать подросткам ориентироваться в понятиях добра и зла?  Не кажется ли вам порой, что мы воспитываем поколение, которое не понимаем вообще? В свое время очень много говорилось о социальном заказе: какого гражданина должна выпустить школа. А что сейчас? Что мы должны получить в результате "предоставления образовательных услуг"? Образованную личность, способную к дальнейшему обучению и способную реализоваться в современном обществе? Но мы же не принимаем современный социум с его  материальными ценностями, поставленными во главу угла. Может быть поэтому так трудно добиться эффективности в работе с подростками?

0

26

"Как отследить результативность,эффективность работы?" Светлана Степановна, отследить очень сложно. Согласна с коллегой Ерёминой Еленой в том, что методы работы схожи, что СОП и благополучная семья. Только вот работать приходиться, прибегая к дипломатии: очень осторожно. Родители из благополучных семей не верят тому, что говорят учителя, классные руководители о их детях. Сложно их убедить в том, что одежда, "крутой" сотовый телефон, достаточное количество карманных денег, хорошее питание - это не воспитание. Радуюсь, когда вижу участие и сотрудничество со стороны родителей.

0

27

Добрый вечер, коллеги. Два вечера не могу пробиться на форум.     
Хотелось бы тоже поделиться своим мнением.
Я считаю, что огромное влияние на развитие личности, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно происходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье.
Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.
Если педагог, не учитывает влияние среды, закрывает глаза  – тем самым неизбежно отказывается от воспитания.
Следовательно, профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности.
Согласитесь, что разновидности подросткового поведения возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Стремление к общению со сверстниками приносит пользу при условии, если это общение имеет какое-либо социально приемлемое содержание. Я считаю, что  в период кризиса положительные результаты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Ребёнок может посещать студии, кружки, секции. Частая смена видов внешкольной деятельности не только не вредна, но и может принести пользу. Ребёнок при этом меняет коллективы сверстников, в зависимости от собственной успешности в разных видах деятельности может занимать различные социальные места в этих коллективах, следовательно, у него появляется новый опыт, новые знания о себе. Чем больше у взрослеющего человека сфер общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее прогноз разрешения подростковых возрастных кризисов.
Я считаю многое зависит от того, во что в детстве, да и в подростковом возрасте играют наши дети. Разве игрушки, компьютерные игры не влияют на развитие детей, подростков в современном обществе?
Все начинается с детства, детских игрушек, фильмов, компьютерных игр и т.д.
Во что играют нынешние дети?
Какие цели ставят пред собой?
И кто за их развитие в ответе...
Страна, наш бренный строй...и мы с тобой..

Без "классиков" асфальт невинно чист
Как новенький в тетрадке первый лист..
Скакалки не стучат,
Нет кукол у девчат,
Не бегает по полю футболист.

Забыты "прятки", "жмурки", "чехарда"
В головушках кудрявых ерунда!
Всемирный интернет
Затмил весь белый свет
Там можно вынуть рыбку без труда!

Не надо больше думать головой
Доклады добывать им не впервой!
А хочешь - реферат,
Иль парочку цитат
И даже Лев Толстой - голосовой!

И день за днем, проснувшись поутру,
Привычно набирают...точка. ру.
И сносит их волной
В волшебный мир иной
Ныряют, словно в черную дыру!

Про зрение с осанкой позабыв,
Уходят из реальности в отрыв!
Наушники в ушах..
Идут за шагом шаг,
Лишь в паузах, на кофе - перерыв.

Забыли о прогулках перед сном,
Здоровье убивают день за днем,
Забыв простой девиз:
......... Движенье - это жизнь!
-Эх, детки! Вы играете с огнем!

0

28

Доброе время суток! Согласна с Людмилой в том, что домашняя среда имеет огромное значение. Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир, воплощенный в игрушки и игры, своя жизненная территория. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с родными и близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность общения с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.
      Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых; все негативное, что совершается вокруг нас.

0

29

Я считаю, что именно школа оказывает психологическую помощь детям. Не раз сталкивалась с такими случаями, когда ребенок рассказывает свои проблемы не родителям , а именно школьному психологу либо классному руководителю, зная, что его за это не будут попрекать либо наказывать. Ведь сейчас все чаще и чаще встречаются семьи, в которых ребенок уходит на второй, а то и на третий план. Так куда же тогда деваться, куда пойти, с кем поделиться? Поэтому пока мы учимся в школе - она является для нас вторым домом, а учителя-вторые мамы. Спасибо хочется сказать всем тем, кто в нас верил и всегда помогал.

0

30

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контрастов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют ввиду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую - к ближайшему. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья…

0


Вы здесь » Дистанционная конференция » Дети, подростки и молодёжь в современном обществе » Влияние социальной среды на развитие личности


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно